Методические рекомендации молодому учителю

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.

 3. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

6. Дальше доклад. Сначала — черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Дидактические требования к современному уроку:

·        четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

·        определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

·        прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

·        выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

·        реализация на уроке всех дидактических принципов;

·        создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1.     Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.     Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.     Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.     Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

·        соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

·        определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

·        планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

·        учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

·        соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.     Особенности самоорганизации учителя:

·        подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

·        рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

·        педагогический такт (случаи проявления);

·        психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.     Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

·        планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

·        использование установок в форме убеждения, внушения;

·        планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

·        использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.     Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

·        определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

·        опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

·        планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

·        руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

·        использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.     Закрепление результатов работы:

·        формирование навыков путем упражнений;

·        обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.     отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.     возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.     планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.     проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.     дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1.     температурный режим;

2.     физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.     освещение;

4.     предупреждение утомления и переутомления;

5.     чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.     своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.     соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.     соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1.     урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.     темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.     необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.     доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.     по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Совет первый:

Ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты.

Совет второй:

Найди себя, свой образ. Учи­тель индивидуален, иначе не мо­жет быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, пригля­дывайся к мастерам. Бери на воору­жение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо по­нимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый на­стоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Вы­готского: творчество на деле сущест­вует только там, где человек вообра­жает, комбинирует, изменяет и соз­дает что-то новое, какой бы крупи­цей ни казалось это новое по сравне­нию с созданием гениев. Как же рас­познать, что в тебе твое, а что — чу­жое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислуши­ваться к мнениям, в том числе и кри­тическим. И потом, кто сказал, что учи­тель создает свой образ раз и навсе­гда? Образ — не схема, а живое лицо. Оно может быть весе­лым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взвол­нованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.

Совет второй:

Не замыкайся в своем учи­тельстве. Если учитель — только учитель, то это скучно. Играй на ги­таре, пой, пиши стихи, играй в во­лейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Рас­ширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми, Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть ин­тересен детям, но этого не полу­чится, если ты будешь сосредото­чен только на самом себеКроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная про­грамма.

И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусст­венно культивировать в себе качест­ва, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на ги­таре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойст­венное. А самое главное — и тут уже особые способности не нужны, — тебя должны интересовать люди. Ты мо­жешь быть другом, знакомым, собе­седником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе за­сохнешь, как сломанная ветвь.

Творческий человек, как пра­вило, многогранен. Увлеченность, многосто­ронний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профес­сии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он — хороший мето­дист, или: он — энтузиаст внекласс­ной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие сторо­ны деятельности учителя тоже хо­роши.

Четвертый совет:

Помни о комплексном ха­рактере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эруди­ция, и методика, и внеклассная рабо­та, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.

Пятый совет:

Будь счастливым! Будь опти­мистом! Верь! Строй планы, пусть иногда несбы­точные, но конструктивные. Жизнь — это преодоление трудных и даже кри­тических ситуаций. И у тебя это бу­дет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего. Иди на компромиссы. Бес­компромиссность — это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть.    Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет полу­чаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще.

Шестой совет:

Будь честным и правдивым.

Седьмой совет:

          Цени юмор в общении с уче­никами. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бой­ся быть смешным сам: бывают со­всем невинные и безобидные смеш­ные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!..

Детский юмор, скажем откро­венно, не так уж глубок и тонок. Ча­ще всего смеются над оговорками. Смеются над всем, что касается нежных отношений. В та­ких случаях важно не обидеть.

Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изо­щряться в остроумии. Все, в том чис­ле и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, — грозное ору­жие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслаб­ляться: он на работе.

Совет восьмой:

Будь естественным, не при­творяйся, не старайся казаться ум­нее и лучше, чем ты есть. Бесполез­но: дети тебя все равно раскусят.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переиг­рывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.

Сходство между учителем и ак­тером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудито­рию, на публику. Если между актера­ми и зрительным залом не устанавли­вается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впро­чем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Совет девятый:

Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо ка­заться, надо быть. Сейчас это зна­мение времени. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завист­ников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его не­прилично. Честолюбие все-таки иг­рает вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в прин­цип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хо­тя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат.

Цель творчества — самоотдача, а не шумиха и успех!

Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.

Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного  взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои  главные  ценители  и  судьи, ни, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.

Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская пози­ция.

Десятый совет:

Обрети гражданскую пози­цию. Позиция человека как гражданина форми­руется, стабилизируется и кристал­лизуется в деле. Гражданская позиция, прежде всего — нравственная. Запомни: ка­кие бы прекрасные учебники ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истин­ный проводник гражданской идеи — ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в це­лости и чистоте или будет так хит­роумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо про­тивоположным.

Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет.

Думай сам!

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть — урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки — это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок — законченное целое, но он — звено всего учебного и воспитательного процесса.

Самоанализ урока

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.