Самовольный уход несовершеннолетнего из дома

Рекомендации родителям по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних детей из дома

Проблема непонимания детей и родителей касается практически всех людей. К сожалению, нередки случаи, когда дети уходят из дома. За повседневными заботами и работой родители не замечают встревоженности своих детей, что может привести к плачевным ситуациям. По статистике, большинство матерей и отцов не могут ответить на простой вопрос правоохранительных органов: «Почему ребенок ушел из дома?» В результате боль, обида, переживание и чувство вины. Основным поводом для подростка уйти из семьи становится отсутствие взаимопонимания с родителями (иными законными представителями). Требовательность родителей вызывает у подростка сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего. Часто таким поступком подростки хотят привлечь к себе внимание. В основном, уходят подростки 14-17 лет, в возрасте, когда ребенок, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле, является крайне ранимым и беззащитным. При первом уходе ребенка из дома важным является правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.



Причины, которые могут заставить подростка уйти из дома:

1. Подросток, чья свобода ограничена большим количеством учебного и дополнительного материала может захотеть свободы, просто пойти к друзьям и «зависнуть» там, на пару дней. Подростки, которым мешают создавать личные отношения, могут убежать вдвоем, тем самым пытаясь купить себе кусочек свободы от родительского давления. В подростковом возрасте дети стремятся себя проявить, быть самостоятельными и независимыми, в ответ на что, все желания пресекаются взрослыми. Подсознание подростка воспринимает отказ в отрицательном цвете как нелюбовь родителей, ненужность семье и непонимание. Единственный выбор для подростка в такой момент — убежать от излишней опеки. Подростка не воспринимают как взрослого, не прислушиваются к его мнению, недостаточно ясно аргументируют политику семьи, по принципу «Я старше, я лучше знаю, что тебе необходимо!». Чрезмерная опека также может вызывать раздражение. При отсутствии возможности доказать свое мнение в диалоге подросток разрывает диалог, бежит.

2. Крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений». Оскорбленный или избитый подросток может уехать даже в другой город, пытаясь километрами расстояния защититься от нападения.

3. Агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи, сопровождающаяся физическими наказаниями.

4. Безразличие взрослых к проблемам подростка, отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями.

5. Развод родителей.

1.               Появление в доме отчима или мачехи. Новый брак мамы или папы может тяжело травмировать подростка. И не важно, что вам этот человек кажется надежным, подросток в него не верит. Новому члену семьи придется доказать свою надежность, а это работа, не ограничивающаяся покупкой еды и одежды.

7. Попадание под влияние значимых сверстников (подростковая реакция группирования). «Верные» друзья тянут за собой в неизведанную пропасть, обещая преданным спутниками увидеть все красоты мира, почувствовать свободу и независимость. В реальности мир жесток: хулиганы, ночные воры, наркотики для подростков, отсутствие денег и питания, ночлеги на вокзале.

8. Неразделенная любовь. Эмоциональные переживания, первая любовь подростка настолько сильны в юном возрасте, что от боли человек способен пойти на отчаянные поступки. Наверное, каждый человек оказывался в такой ситуации, но не у всех хватало смелости покинуть уютных родительский дом.

9. Трудности, связанные с переменой места жительства. К новичкам всегда повышенный интерес и внимание. Натиск со стороны сверстников очень сложно выдержать, более того пережить. В период полового созревания дети зачастую жестоки и тяжело принимают новые лица в свой коллектив. Чувство одиночества и отрешенности становится одной из причин «побега».

10. Ревность к младшим братьям и сестрам. Если в семье присутствует второй, третий ребенок и подростку кажется, что его любят и боготворят больше – это уже повод бросить отчий дом. Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения. Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново — побегом. 

Родители должны всегда помнить о следующих правилах:

1. Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.

2. Стимулируйте подростка участвовать в спортивных соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодолевать собственный страх, разрядить накопившееся напряжение.

3. Создайте условия, при которых подросток, имея все необходимое, все- таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

4. Развивайте в подростке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите его эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

5. Моделируйте условия, воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности подростка за любое свое решение и каждый поступок.

6. Всегда поддерживайте своего ребенка.

7. Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать, выясните мотивы их поступков.

8. Выбирайте наказание, адекватное проступку.

9. Не наказывайте подростка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

10. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните подростку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

11. Владейте информацией о местонахождении ребенка в течение дня.

12. Не разрешайте несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов.

13. Обращайте внимание на окружение своих детей, а также его контакты с друзьями и знакомыми, знайте их адреса и телефоны. Если подросток ушел из дома, родители должны принять следующие меры:

 – подать заявление в милицию;

– не поддаваться панике;

-для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», милиции; 

-опросить всех друзей, знакомых и родственников;

– разместить объявления о пропаже на улице, в интернете и транспорте;

– детально исследовать все личные вещи подростка;

 – психологически настроить себя на положительные результаты поиска и всегда быть на связи;

— внимательно проанализируйте поведение и высказывания своего ребенка за последнее время; постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу; выясните, кто видел его и общался с ним;

— соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их; попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.

Подобные ситуации наносят значительную психологическую травму, как детям, так и родителям. Очень важно: не ругать ребенка по возвращению! Как бы ни было больно и горестно, чтобы не усугубить ситуацию покажите подростку как сильно вы его любите и что он для вас значит. Вступите в переговоры с подростком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте подростку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения. После возвращения «блудного» подростка в обязательном порядке родители и ребенок должны пройти реабилитационный курс у психолога. Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома. Впоследствии не упрекайте подростка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым. Помогите подростку в восстановлении прерванных связей — с возвращением на учебу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Подросток воспримет это как оказание доверия.

Памятка для родителей Что делать, если ребенок ушел из дома?

Шаг первый: Вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время! Зачастую наши дети говорят нам почти все, другое дело слышим ли мы их! Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых подростка.

Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Шаг третий: Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден — обращайтесь в соответствующие органы! Прежде всего, в медицинские учреждения и милицию.

Шаг четвертый: Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить ему фотографию ребенка, всю информацию, которую вы собрали по знакомым и родственникам, а так же телефоны, по которым с вами можно связаться.

Шаг пятый: Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где вы сможете получить информацию о том, не поступал ли ваш ребенок в данное учреждение.

Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде.

Шаг шестой: Найдя своего ребенка, попытайтесь разобраться, почему подросток сбежал.

Информация для родителей

Критерии социально опасного положения (СОП)

Согласно Приложению к постановлению

Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2019 № 22


Критерии социально опасного положения
 
 Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста  родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступленияв отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности
3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

Рекомендации родителям для профилактики суицидальных рисков у детей:

Ø Укреплять и поддерживать в ребенке оптимизм (внушайте, что любая проблема решаема),

Ø Учить решать конфликты, анализировать трудные ситуации (свои, ребенка, героев фильмов и т.п.)

Ø Любить его таким, какой он есть (даже с плохими оценками),

Ø Обнимать, говорить о своей любви (даже такому большому, даже если смущаетесь и не привыкли – это только поначалу может быть неловко),

Ø Проводить с ребенком время, радоваться ему и радовать его (а не только требовать и критиковать),

Ø Привлекать к домашним делам, обсуждению, семейных планов (он ведь важный член семьи),

Ø Говорить о своих и его желаниях, делиться мечтами (формировать перспективу будущего),

Ø Поддерживать его увлечения (если они безопасны),

Ø Быть положительным примером для своего ребенка,

Ø Выслушивать ребенка, давать возможность высказаться,

Ø Учить делать что-то своими руками, чинить сломанные вещи – это очень укрепляет самооценку ребенка и желание жить.

Наш адрес:

г. Жлобин, ул.Первомайская, дом 203а

Наш сайт: www.spc.zhlobinedu.by

 тел. (02334) 6- 24 -44,

4-06-13, 6-25-78

Факс 2-09-86

О признании детей находящимися в социально опасном положенииfile_downlo

Трудное время на пути в юность

Трудное время на пути в юностьexpand_more

«Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда».                 

Астафьев Виктор Петрович, русский писатель

        Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог».

В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы

и необходимости в действии. Само понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

        Что же может подсказать нам, взрослым, помочь понять, в какой момент времени ребёнок столкнулся с кризисной ситуацией и уже не видит путей выхода из неё?

Сигнальный этап кризисного состояния

        Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.

        Агрессивность. Многим кризисным ситуациям предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Ребенок изо всех сил пытается поддерживать образ своего «Я», пусть даже варварскими, на наш взгляд, способами, пробует любыми средствами сбросить внутреннее напряжение. Нередко подобное поведение оказывается призывом подростка обратить на него внимание и помочь. Однако агрессивное поведение обычно даёт противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны окружающих людей. Напротив, в такой ситуации необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.

        Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно

и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

        Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т. п. Но когда настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

        Депрессивные состояния. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.

        Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями

и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

        Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести тяжёлое эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые имеют свойство накапливаться. Расставание

с родными, друзьями, привычным укладом жизни, столкновение

со значительными физическими и моральными нагрузками, конфликты могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляются развод родителей и семейные проблемы, то ситуация может спровоцироватьтяжёлые личностные переживания.

        Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения

в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, активно общаться, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

        Деструктивная активность.Сюда относятся: увлечение компьютерными играми, рисунки агрессивного содержания, с темой смерти, с гробами и крестами, разговоры об убийствах, посещение кладбищ

и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.

Что делать? Как помочь?

Ø   Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

Ø   Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

Ø   Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.

Ø   Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребёнка, независимо от того, что он говорит.

Ø   Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности.Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.

Ø   Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.

Ø   Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью, психолог, психотерапевт и пр. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

        Подростки — это люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых

и не совсем уверенные в своих силах. Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения. Подростки охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые бы заботились о них и помогали планировать дальнейшую жизнь. И если у них сложились такие отношения со старшими, то подростки смогут спокойно пережить грозы и бури, которые, конечно же, неминуемы в такой тревожный, полный волнений и неожиданностей кризисный период на пути в юность и взрослую жизнь.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведенияи данный тезис не требует особых доказательств.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

— особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором — использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно: Сексуальное насилие — любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация — порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

        Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом,

не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилия

у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот — переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

— порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

— гематомы (синяки) в области половых органов;

— кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

— гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

— боль в нижней части живота;

— повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

— болезни, передающиеся половым путем;

— беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

— чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

— поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

— соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

— сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

— необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии

и общении ребенка:

— замкнутость, изоляция, уход в себя;

— депрессивность, грустное настроение;

— отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

— частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

— истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

— трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

— отчуждение от братьев и сестер;

— терроризирование младших и детей своего возраста;

— жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

— амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

— неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

— резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

— прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

— принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

— отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

— падение самооценки;

— мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

— боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

— боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

50 фраз, которые нужно говорить детям

Они вселят в них веру и вашу любовь.

Случается, что, кроме «молодец, хорошо», сказать своему ребенку больше и нечего, чтобы выразить свою поддержку и веру в него. А надо! Ведь такие слова дают ему почувствовать, что вы его любите, понимаете и принимаете.

Покажите веру в ребенка

·        «Я тебе доверяю»

·        «Я в тебя верю»

·        «Я уважаю твое решение»

·        «Это непросто, но у тебя обязательно получится»

·        «Ты все верно делаешь»

·        «Ты все правильно понимаешь»

·        «Как у тебя это получилось?»

·        «Научи меня, как это у тебя получается»

·        «Ты делаешь это лучше, чем я»

·        «У тебя получается это лучше, чем у меня»

Обратите внимание на усилия и старания

·        «Я вижу, ты очень много труда вложил в это»

·        «Я вижу, как сильно ты старался»

·        «Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!»

·        «Получается очень здорово!»

·        «Могу представить, сколько времени на это ушло!»

·        «Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!»

·        «Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!»

·        «Твои труды привели к хорошему результату!»

Поблагодарите за время, проведенное вместе

·        «Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе»

·        «Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра»

·        «С тобой очень интересно»

·        «Мне очень понравилось, как мы поиграли»

·        «Я рада, что ты дома»

·        «С тобой очень интересно и приятно играть»

Помогите ему самому оценить свой результат

·        «Что ты сам думаешь об этом?»

·        «Представляю, как тебе самому приятно!»

·        «Что тебе здесь самому больше всего нравится?»

·        «А как ты сам думаешь?»

·        «А что ты сам думаешь об этом?»

·        «А как тебе самому кажется?»

·        «А тебе самому как бы хотелось?»

Благодарите за помощь и вклад

·        «Спасибо больше тебе за то, что ты… (за конкретное дело)»

·        «Спасибо за то, что ты сделал»

·        «Спасибо большое за твою помощь»

·        «Спасибо за твое понимание»

·        «Это очень большая помощь для меня, спасибо»

·        «Ты мне так хорошо помогаешь!»

·        «Благодаря тебе я все закончила быстрее»

·        «Благодаря тебе у нас теперь так чисто»

Опишите, что видите

·        «Вот это да! Комната чистая!»

·        «Ух ты! Постель застелена!»

·        «Какие яркие краски ты используешь!»

·        «Я вижу, что ты очень постарался!»

·        «Я вижу, что ты сам убрал со стола!»

Опишите, что чувствуете

·        «Я очень люблю заниматься и играть с тобой»

·        «Я так рада, когда ты дома»

·        «Я чувствую, что мы с тобой как одна команда»

·        «Мне очень приятно, когда ты так говоришь»

·        «Я так счастлива, что ты у нас есть»

·        «Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь»

Главное! Будьте конгруэнтны, пусть ваши слова будут тождественны вашим чувствам и мыслям. Успехов Вам!